29 апреля в Санкт-Петербурге должно было состояться подписание договора между тремя Лютеранскими церквами, действующими на территории Российской Федерации: Евангелическо-Лютеранской Церковью в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ELKRAS), Евангелическо-Лютеранской Церковью Ингрии (ЕЛЦИ) и Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церковью (СЕЛЦ). Целью договора было создание Лютеранского совета в России, куда данные церкви входили бы как равноправные партнёры, что позволяло бы регулировать отношения между церквами и решать любые возникающие вопросы в духе взаимоуважения и братской любви.
Этот договор явился бы результатом письменных договорённостей, достигнутых на встречах в Таллине 9 декабря 2004 г. и 3 февраля 2005 г. официальными представителями EЛЦИ, ELKRAS, ЭЕЛЦ и СЕЛЦ, которая участвовала в переговорном процессе как Сибирское Пробство ЭЕЛЦ. Встречи состоялись после того, как Епископ ЕЛЦИ опротестовал в сентябре 2004 г. готовящееся поставление Епископа СЕЛЦ, запланированное на Первое воскресенье Адвента 2004 г., которое должен был совершить Архиепископ ЭЕЛЦ Яан Киивит.
За подписанием нынешнего договора согласно совместно выработанному плану действий должно было последовать поставление Епископа СЕЛЦ в мае этого года. Тем не менее, договор не был подписан по причине нового протеста Епископа Церкви Ингрии, который дезавуировал, таким образом, предыдущие соглашения. Со стороны ЕЛЦИ были выдвинуты новые условия: перерегистрация Устава СЕЛЦ и продолжение «знакомства», включающее собрание всех священников СЕЛЦ, на котором перед ними смог бы выступить Епископ ЕЛЦИ с целью озвучивания его позиции по разногласиям между ЕЛЦИ и СЕЛЦ с дальнейшей перспективой добровольно-принудительного вхождения СЕЛЦ в состав ЕЛЦИ.
Представители ELKRAS тоже выдвинули свои условия, в частности, обязательным условием для подписания договора было поставлено вхождение СЕЛЦ во Всемирную Лютеранскую Федерацию. Различие позиций ELKRAS и Церкви Ингрии выразилось в том, что представители ELKRAS не возражали против поставления избранного Епископом о. Всеволода Лыткина. Руководство же Церкви Ингрии жёстко привязало своё согласие на поставление к выдвинутым условиям.
На встрече граница между либеральным или «ситуационным» богословием и исповеданием конфессиональной лютеранской веры была проведена достаточно чётко. Архиепископ Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЛЕЛЦ) Янис Ванагс, присутствовавший на встрече в качестве приглашённого гостя, был едва ли не единственным конфессиональным голосом. Архиепископ Ванагс сказал, что Всемирная Лютеранская Федерация не представляет собой такую открытую и толерантную организацию, как то пытались показать представители ELKRAS с молчаливого согласия Церкви Ингрии, но, напротив, церкви, стоящие на консервативных богословских позициях, такие, как нынешняя ЛЕЛЦ, подвергаются постоянному давлению со стороны ВЛФ. Архиепископ Ванагс даже заявил, что если в ВЛФ будет принят документ о «правах гомосексуалистов», работа над которым ведётся уже некоторое время, то его Церковь будет вынуждена перейти в разряд ассоциированных членов Федерации. Также он призвал участников встречи к благоразумию, сказав, что, по его мнению, присутствующие не вполне понимают, что в Сибири уже есть экклесиологическая реальность, и «от того, что вы отошлёте наших сибирских братьев домой ни с чем, эта реальность никуда не денется». Для подписания соглашения между церквами необязательно иметь полное общение и согласие по всем пунктам, сказал Ванагс. Можно последовать и примеру Международного Лютеранского Совета (ILC), церкви-участницы которого имеют разную степень сотрудничества.
СЕЛЦ на встрече представляли избранный Епископом о. Всеволод Лыткин и ректор свящ. Алексей Стрельцов. Они с недоумением восприняли тот факт, что срывается подписание договора, подготовленного совместно ЕЛЦИ и ELKRAS. Ради сохранения мира и согласия представители сибирских лютеран приехали в Петербург подписать договор, в подготовке текста которого они не принимали участия, но даже в этом случае были найдены поводы, чтобы прервать процесс сотрудничества. Ввиду отказа Епископа ЕЛЦИ от достигнутых ранее договорённостей предсказать дальнейшее развитие событий не представляется возможным. В конце встречи о. Всеволод Лыткин заявил, что члены СЕЛЦ воспримут срыв подписания межцерковного договора как «огромный шаг назад».
Клирики и прихожане СЕЛЦ по-прежнему надеются, что благоразумие и евангельское отношение, в конце концов, возобладают над политикой давления и угроз, замыкающейся на борьбе за власть и деньги. Главной задачей служителей СЕЛЦ, как и прежде, является организация лучшего окормления прихожан, живущих в Сибири. Наличие своего Епископа в Сибири означает создание лучших условий для проповеди Слова и преподавания Таинств, т.е. того, что традиционно стоит на первом месте для церкви Аугсбургского исповедания. В этом нынешняя ситуация в Сибири во многом повторяет положение дел во время Реформации в Германии, когда римские епископы отказывали Евангелической церкви в служении и поставлении служителей почти по тем же самым причинам, связанным с деньгами, амбициями и борьбой за власть.
Архив:
» Решение ЦС ЭЕЛЦ о приходах в Сибири: Апрель 2003 »
» Откладывается поставление Епископа СЕЛЦ: Ноябрь 2004 »
» Встреча в Таллине: Декабрь 2004 »
» Таллинское соглашение между ЭЕЛЦ, ЕЛЦИ и ELKRAS: Декабрь 2004 »
» Встреча в Таллине: Февраль 2005 »
» Каноническое становление СЕЛЦ: краткий обзор »
вверх