Ставшие традиционными летние богословские семинары СЕЛЦ подошли к первому серьёзному юбилею: в этом году такие семинары проводятся уже в десятый раз, хотя по сравнению с серединой девяностых годов их география выросла и сейчас охватывает обширный регион от Урала до Восточной Сибири.
Полная история летних семинаров и их влияния на формирование СЕЛЦ ещё должна быть написана, но уже сейчас ясно, что исторически семинары были органично связаны с образованием Лютеранской богословской семинарии в Новосибирске, поскольку именно семинары явились первой организованной формой конфессионального лютеранского обучения в Сибири. Набор многих студентов ЛБС также был произведён на этих семинарах.
Летние богословские семинары задали вектор развития лютеранства в Сибири: серьёзное изучение Писания под наставничеством опытных учителей, а не «Bible Study» в форме кружка; внимание к вероисповедным книгам и церковной традиции, а не популярная психология, нарядившаяся в модные псевдотеологические одежды; литургическое богослужение, а не песни под гитару у алтаря; темы лекций, о которых просят местные верующие, а не нечто, навязанное извне.
Ректор Новосибирской семинарии вспоминает, как в июне 1996 года один из высокопоставленных чиновников миссионерского совета Миссури-Синода высказывал определённое недовольство развитием событий, при котором между Теологической семинарией Конкордия и русскими лютеранами в Новосибирске завязались прямые контакты. Основной дилеммой тогда был вопрос о том, нужен ли на месте обязательный «буфер» в виде приехавших из-за океана профессиональных миссионеров. Ведь не секрет, что в зарубежных миссионерских структурах преобладает отношение к местным верующим как к «аборигенам», которым нельзя доверять и с которыми нельзя вести серьёзные дела. Имело место столковение двух идеологий: одно направление можно было охарактеризовать как «империалистическое», представители же второго просто стремились оказывать помощь в соответствии с просьбами местных лютеран Сибири. Так, представители первого направления были уверены, что организация учебного центра в Новосибирске будет иметь успех только в том случае, если будет проходить под тотальным контролем американских миссионеров, при котором местным верующим будут в лучшем случае отведены только исполнительные роли.
Основные нужды Лютеранской Церкви в Сибири не отличаются от церковных нужд где-либо ещё: это необходимость чистой проповеди Евангелия и наставления в вере. Сибирские лютеране сказали, что не нуждаются в услугах приезжих миссионеров, потому что лучше знают свой народ и понимают, как нужно вести работу в Сибири. Что действительно было нужно местным лютеранам, так это качественное образование, чтобы у Церкви были образованные служители.
Начало этому процессу во многом было положено летними богословскими семинарами, которые Телогическая семинария Конкордия (Форт-Уэйн, США) проводила совместно с Западно-Сибирской Христианской Миссией (ныне СЕЛЦ). География семинаров расширялась с течением лет. В 1996 г. был проведён семинар в Новосибирске, в следующем году к Новосибирску добавился Екатеринбург, и постепенно летние семинары стали проводиться в 4-5 местах ежегодно от Урала до Восточной Сибири.
Многие профессора лютеранских высших учебных заведений и действующие священники имели за эти десять лет возможность приехать и выступить перед лютеранами в Сибири на самые разные темы: от Ветхого Завета до истории современной церкви, от апологетики до литургики. С 2004 г. регулярное участие в преподавании на летних семинарах принимают местные священнослужители.
Хотя прошло уже много времени после первого семинара, проведенного в июле 1996 года в Бердском санатории «Лесная сказка», яркие впечатления, полученные тогда его участниками, не забудутся никогда. Впервые гости семинара из разных уголков Сибири с такой полнотой ощутили, что лютеранская вера не ограничивается рамками их поместной общины, но что, находясь на разных континентах, мы можем быть едины в вере и в литургии церкви. Воспоминания о последующих семинарах могли уже сливаться в некое единое целое, но тот первый семинар, с которого развитие лютеранства в Сибири перешло на качественно новый уровень, не забудется никогда.
За прошедшее десятилетие многие чужеродные для российского лютеранства проблемы были насильно принесены на нашу землю. Кто-то сегодня участвует в инспирированных приезжими миссионерами программах наподобие «Ablaze» (иногда переводится на русский язык как «горящие сердца»), предлагая людям «свидетельства» в псевдобаптистском стиле. Кто-то всерьёз обсуждает возможность церковного освящения однополых союзов и вовсю продвигает рукоположение женщин на церковное служение. Лютеране СЕЛЦ продолжают организовывать год за годом летние богословские семинары, чтобы продолжать погружаться в Священное Писание согласно пониманию Лютеранской Церкви.
вверх