Первое Воскресенье Адвента, 3 декабря 2000

свящ. Алексей Стрельцов

Проповедь на Лк. 1: 67-79

Лк. 1:67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: 68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, 69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, 70 как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, 73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, 74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, 75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. 76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, 77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, 79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Видели ли вы когда-нибудь людей, по-настоящему исполненных Святым Духом? Где можно на них посмотреть? Может быть, таких людей можно увидеть во время массовой евангелизации протестантского проповедника на стадионе? Что там происходит? Обычно такой проповедник на кульминационном этапе своего выступления заявляет во всеуслышанье, что сейчас должно произойти в сердцах людей, собравшихся на стадионе, особенно тех из них, которые совершают определённое действие, например, поднимают руку в нужный момент. То есть, такие «ораторы», провозглашающие, что через них говорит Святой Дух, говорят о том, что происходит внутри человека, в человеческом сердце.

Но Дух Святой призван свидетельствовать об Иисусе, как об этом сказано в Евангелии. Дух Святой есть Дух Иисуса. Он говорит о внешнем, а не о том, что внутри нас. Внутри нас, в нашем сердце бродят всякие нечистые помыслы. Если мы ходим найти лучшее, мы должны искать это лучшее не в себе, но обращать свой взор наружу.

Сегодняшний текст Евангелия показывает нам, в чем состоит исполнение Духом, и к чему (к каким словам) оно приводит. «Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал». Захария был священником, служившим в Иерусалимском храме. Он и его жена были праведны перед Богом. Они составляли часть верного Божьего остатка, который всегда был в народе Израиля. Но они были уже старые, и у них не было детей. Можно себе представить, как они всю свою жизнь возносили к Богу горячие молитвы о том, чтобы Он дал им детей. Но время шло, а Бог не отвечал. Казалось, что Он забыл о них. Как часто такое происходит с нами, когда нам кажется, что Богу нет до нас дела! Ведь даже такой вопрос как бесплодие, и сегодня для многих может быть поводом для отчаяния. Статистика говорит, что сейчас в России четверть молодых супружеских пар страдают бесплодием, или, во всяком случае, имеют в этой области серьезные проблемы. А ведь представьте, что, вдобавок ко всему, это означало в древнем мире. Позор для бесплодной женщины, а возможно, для всей семьи. «Почему Бог их не благословляет? Может, она совершила какой-то ужасный грех? Может, это проклятие Бога, у неё «на роду написано», что так должно быть?» Так могли говорить люди. Недаром, когда Елисавета, его жена, зачала, она говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

У Бога есть Свои цели, сообразно которым Он вершит историю. Эти цели не всегда нам понятны, если иметь в виду наши собственные жизни («Почему в моей жизни получилось так, а не иначе»), но, зная, что Господь благ, долготерпелив и милостив, мы уповаем, что все, что происходит в наших жизнях, случается для нашего же блага. Даже те испытания, которые выпадают на нашу долю, происходят, чтобы укрепить нас и закалить нашу веру. «Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн». Слова Господа, сказанные ему через Ангела Гавриила, исполнились, потому что Божье слово верно. Елисавета родила сына. Его нарекают Иоанн, и уста Захарии, который не мог говорить во все время беременности Елисаветы, «тотчас разрешаются». Человек начинает говорить, когда Господь исполняет Свое обетование. Бог вложил Свои слова в уста Захарии - это и означает, что Захария был исполнен Своим Духом.

О чем же пророчествует Захария? О том, что сейчас в его сердце? О том, что в сердце соседей и родственников, которые пришли обрезать младенца? От этого никому не было бы ни горячо, ни холодно. Захария проповедует о чудных делах, которые совершает, нет, которые уже совершил Бог. Ведь посмотрите, большая часть Песни Захарии, стихи с 68 по 75, посвящены тому, что Бог сделал для Своего народа. Господь посетил Свой народ, Он сотворил избавление ему, Он воздвиг рог спасения, Он возвестил через святых пророков, что спасет нас и что сотворит милость, Он клялся Аврааму дать нам служить Ему в святости и правде.

Но почему понадобилось Богу все это совершать? Действительно ли все это было нужно? Ответ - во второй части Песни Захарии. Там Святой Дух через Захарию говорит о призвании пока ещё младенца Иоанна Крестителя. Он должен приготовить путь Господу, который просветит сидящих во тьме и тени смертной. Так вот в чем дело! Здесь Захария говорит о себе, о собравшихся соседях и родственниках, это евангелист Лука обращает к Феофилу, для которого написал Евангелие, и ко всем нам, слушающим эти слова. Мы во тьме и тени смертной. Это звучит как описание преисподней, того, что евреи называли словом шеол. Мы находимся во тьме здесь, на земле, во тьме греха. Как говорится каждый раз в молитве исповеди: «Мы не следовали Твоей воле, мы не любили наших ближних, как самих себя, и всей нашей жизнью - нашими делами, словами и помыслами - мы вполне заслужили Твой гнев и наказание». Или послушайте, как обращается к Богу псалмопевец: «Вспомни обо мне, Господи, в благоволении к народу Твоему, посети меня спасением Твоим... Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду» (Пс. 105:4, 6). Если вы думаете, что это не относится к вам, то вам нечего делать в Церкви. Церковь - это не спортзал для крепких, здоровых людей, которые приходят поиграть и потренироваться в своей силе, но приемные покои Врача, куда люди приходят за исцелением, которое нигде нельзя обрести, кроме как в церкви.

Песнь Захарии представляет собой пророчество, аналогичное пророчествам Ветхого Завета, и в то же время новозаветную песнь о происходящих Божьих деяниях. Как Иоанн Креститель стоит между Ветхим и Новым заветами, так и Песнь Захарии, которую Он воспел после рождения Иоанна, подобно Песни Марии, объединяет в себе два Завета. И в центре этой песни мы находим именно тему Божьего завета. Но об этом чуть дальше.

Бог посетил Свой народ. Он посетил народ для спасения, для избавления от врагов, главным из которых является дьявол. Путь Господу должен приготовить Иоанн, который был рожден для того, чтобы быть Предтечей, чтобы быть пророком Всевышнего, то есть Бога во плоти, который должен был явиться. Господь посещал свой народ и в прошлом, но сейчас идет речь о Его окончательном посещении, когда Он объединяется с человеческим родом для того, чтобы сотворить ему избавление. Бог направляет свой народ на путь мира. Все служение Иисуса есть служение мира, начиная от младенчества (старец Симеон произнес, взяв на руки младенца Иисуса: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2:29)) и заканчивая явлением Иисуса ученикам после Его воскресения, когда Он сказал им «Мир вам». Господь приносит спасение, которое и делает возможным путь мира.

Песнь Захарии поясняет, от чего спасает нас Господь, что составляет сущность спасения, и для чего Господь нас спасает.

Господь спасает нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас. Я думаю, здесь никого не надо убеждать в том, что у нас действительно есть враги, они реальны, и они очень опасны. Без посещения Господа у нас не было бы никакой надежды одолеть их.

Господь спасает нас в прощении грехов. Если нет прощения грехов, то нет мира с Богом и нет жизни вечной. Если у нас есть прощение грехов, то у нас есть и все остальное. Помните Краткий Катехизис: «Где прощение грехов, там есть и жизнь, и блаженство».

Господь спасает нас для служения ему в святости и правде. Это наше служение Богу не будет иметь конца. Будет время, когда от наших врагов не останется и следа, прощение грехов также останется в прошлом, жизнь же с Богом и служение Ему будут и в этом земной жизни, и в жизни будущего века.

А в центре Песни Захарии, как и в центре Божьего замысла спасения, стоит Его завет.

«Сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему».

Бог заключал великие заветы в Ветхом Завете. Завет с Ноем, завет с Авраамом, завет с Давидом. Господь помнит Свой завет, который Он заключил с Авраамом, и исполняет Его. Все заветы ветхозаветного Писания исполнены в величайшем завещании Нового завета, которое было изречено на Тайной вечере и вступило в силу по смерти Завещателя на кресте. «И взял хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: «Сие есть Тело Моё, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20). Для самых первых христиан фраза «новый завет» означала именно Евхаристическую трапезу.

Во всем Евангелии от Луки слово «завет» используется только в двух местах: в Песни Захарии и в словах установления. Это не случайно. Уже в самом начале Евангелия евангелист Лука сообщает церкви, для которой и написано Евангелие, в чем состоит Божье спасение. Оно в завете, который заключает Бог. В Ветхом завете Бог заключил завет с Авраамом посредством крови, пройдя между рассеченными животными. А в Новом завете Бог заключает завет со Своим народом через кровь Своего единородного Сына. Теперь новый завет Тела и Крови Иисуса приходит на смену Ветхому. Самое первое поколение христиан уже использовало Песнь Захарии на своей литургии. Эта песнь стала одним из основных гимнов церкви. И в нашей семинарской часовне Песнь Захарии звучит на каждом полном чинопоследовании утренней молитвы. О значении этого гимна свидетельствует также его выбор в качестве Евангельского чтения в это воскресенье.

Сегодня первый день нового церковного года. Первый Адвент. Приготовление к Рождеству нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Церковный литургический год отображает земные события жизни Иисуса Христа, которыми Бог и спас нас в прощении грехов наших. И не случайно, что этот новый литургический год, как всегда, начинается с Рождества Спасителя, даже, вернее сказать, с приготовления к нему.

Рождество, как и все воплощение Спасителя, это особенное время человеческой истории. Как сказал апостол Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4). Но рождеству предшествует приготовление. Так было в истории спасения Божьего народа, записанной в Священном Писании. Это характерно и для церковного года. Литургически мы ожидаем Рождества Христа, и в то же время мы реально ожидаем возвращения Христа, Его второго пришествия. И мы должны быть готовы к Его приходу. Но приготовить нас может только Он сам.

На западе за последние десятилетия начался какой-то несусветный бум вокруг Рождества. При этом Рождество практически потеряло сколько-нибудь заметные христианские черты. Там Рождество - это время подарков. Больше всего такому буму радуются большие магазины. На самом деле, именно они, главным образом, и подогревают страсти. В итоге, празднование Рождества начинается во второй половине ноября и продолжается весь декабрь. К самому Рождеству люди уже настолько измотаны постоянным ощущением светского праздника, что практически сразу же после 25 декабря они выбрасывают рождественскую елку и избавляются от всех внешних атрибутов рождества. Я раньше думал, что это возможно только на западе. Но, зайдя неделю назад в Торговый центр, я увидел там елку. Пускай даже владельцы магазина считают это новогодней елкой (а ёлка в России - тогда в Советском Союзе - была вновь разрешена при Сталине именно как новогодняя елка), но для вас, для христиан, здесь ведь все равно присутствуют определенные рождественские мотивы. Но это не то Рождество, которое записано в Библии и это не то Рождество, которое исторически отмечает христианская церковь. В Церкви Рождеству предшествует время Адвента. Четыре недели Адвента - это время так называемого Рождественского поста. Это пост несколько меньшего калибра, если так можно выразиться, по сравнению с Великим постом перед Пасхой, но это всё равно время поста.

Празднование же самого Рождества начинается в канун Рождества, вечером 24 декабря, и продолжается 25 декабря, когда Церковь проводит еще одно Рождественское богослужение и далее продолжается две недели, переходя в праздник Богоявления 6 января. Это и есть то время, которое Церковь отводит на празднование Рождества. А Рождеству предшествует Адвент - Рождественский пост. Вы можете увидеть это сами, если посмотрите на сегодняшний цвет алтарного покрытия и на цвет епитрахилей священников. Фиолетовый цвет - цвет поста. Почему я все это говорю? Да, я знаю, что обычно в таких случаях говорится, что мы должны взирать на грядущее Рождество со светлым чувством, радостно. И я к этому полностью присоединяюсь. В то же время, проблема часто заключается как раз в другом. По-человечески нам не хочется соблюдать пост. Куда приятнее жить постоянным ощущением праздника, праздник до Рождества, праздник после Рождества, как это здорово! И в этом беззаботном состоянии мы не задумываемся о том, о чем нас призывает задуматься Церковь: о своем грехе, о том, что мы сидим во тьме и тени смертной, что Спаситель должен был прийти в этот мир, чтобы искупить нас от страха смерти, что без Него у нас никогда не было бы надежды на жизнь вечную. И размышляя о грядущем воплощении Бога Слова, мы помним о том, для чего Слово воплотилось - для жизни, полной страданий и тягот, и для смерти на кресте, смерти, которую Господь принял по вине наших грехов, но в то же время для искупления наших грехов.

Во время Адвента мы учимся приготовлению - приготовлению с грядущей жизнью со Христом. Ибо Он сам пришел, чтобы дать нам «служить ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей». Во время Адвента мы учимся тому, как быть со Христом в вечной жизни, чтобы, когда мы попадем на небо, там все не оказалось бы для нас совершенно незнакомым. Просвещающий же нас есть сам Бог. Он помнит свой завет, и Он непрестанно посещает нас в Слове и в Своих святых Дарах. Он действительно исполняет нас Святым Духом - не в «стадионном» смысле, - а посредством проповеди Слова, донося до нас свершившиеся Божьи обетования, вкладывая Свои слова в наши уста, позволяя нам в ответ исповедовать веру в него, присоединяя наши голоса к Песни Захарии.

вверх

© 2oo4 » лбс » лютеранская богословская семинария » новосибирск » россия » www.lts.ru